Дискомфортные состояния учащихся

Дезаптационные состояния учащихся
Состояния соматического дискомфорта
Гигиенические условия, вызывающие состояние физического дискомфорта
Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся
Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся
Причины, вызывающие утомление учащихся
Признаки переутомления
Причины переутомления

Дезаптационные состояния учащихся

- часто отвечает не по существу, не может выделять главное;
- долго переживает неудачи в течение урока;
- с трудом настраивается на занятия после физкультуры, перемены, подвижной игры;
- при неожиданном вопросе учителя часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо;
- долго выполняет любое задание, часто отвлекаясь;
- требует к себе постоянного внимания со стороны учителя;
- по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания;
- с трудом усаживается для выполнения домашнего задания;
- заметно не любит урок, томится, оживает только напеременах;
- не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания;
- почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность;
- после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия, не имеет навыков.

Наверх

Состояния соматического дискомфорта

Причиной простуженного состояния учащихся может быть несоблюдение температурного режима в классах и в школе, сквозняки, нарушения гигиенических требований к проведению уроков физкультуры. Причиной «першения» в горле, периодического покашливания может быть не только простуда, но и сухость воздуха в классах. Жалобы отдельных школьников не резь в глазах часто связаны с напряжением зрения на уроках (например, у учащихся, которым прописаны очки, но они их не носят), неправильным выбором парты (места в классе) и с вредной привычкой тереть глаза руками.

Если учитель своевременно обратит внимание на эти проявления у своих воспитанников, особенно тех, кто безответственно относится к своему здоровью, беспечных, с низким уровнем культуры и интеллекта, живущих в неблагополучных семьях и т.п., он поможет им уберечься от развития в последующем многих тяжелых заболеваний. При значительном числе учащихся, пребывающих на уроках в подобных состояниях, необходимо интенсифицировать работу медицинского кабинета, провести специальные медико-педагогические и гигиенические исследования.

Наверх

Гигиенические условия, вызывающие состояние физического дискомфорта

- нарушение температурного режима в помещении: неоптимальная температура воздуха в классе (слишком жарко или слишком прохладно);
- повышенная сухость воздуха, возникающая обычно в зимнее время при недостаточной вентиляции воздуха и раскаленных батареях парового отопления или электрических обогревателях;
- неблагоприятный состав воздуха в классе: снижение содержания кислорода, в частности от работы электрических обогревателей; накопление в воздухе веществ, обусловленных антропогенным фактором, т.е. обычными выделениями человеческого тела - то, что называется плохо проветренным помещением;
- нежелательные по направленности и интенсивности воздушные потоки, когда при неправильной организации вентиляции (школы, класса) в классные помещения затягивается воздух из туалетов, возникают сквозняки, в токе которых длительное время могут находиться некоторые учащиеся(особенно отвечающие у доски) и учитель;
- воздействие шума, посторонних звуков, хронически мешающих проведению урока, отвлекающих учащихся, вызывающих, при длительном воздействии, снижение порога наступления состояния утомления (например, жужжание ламп дневного света); - недостаток освещения (слабое, тусклое, неравномерное);
- физический дискомфорт от неудобного положения тела, длительно фиксируемой позы, что обычно возникает при несоответствии размера парты (стола и стула) росту и комплекции учащегося и при авторитарной педагогической тактике учителя и дисциплинарных требованиях, когда дети «боятся пошевелиться» (обычно в начальной школе и детских садах);
-длительное выполнение учащимися однообразной и напряженной работы (например, при проведении контрольной работы на спаренных уроках).

Наверх

Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся

Активно обсуждаемые и изучаемые:

- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным;
- недостаток двигательной активности учащихся;
- неправильное питание учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- недостаточное финансирование школы.

Недостаточно обсуждаемые и изучаемые:

- дидактогенная организация образовательного процесса;
- недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья;
- слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни;
- неблагополучное состояние здоровья учителей;
- недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
Наверх

Педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся:

стрессовая тактика авторитарной педагогики; интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;

несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;

отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Наверх

Причины, вызывающие утомление учащихся

- профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей;
- негативные особенности традиционной системы школьного обучения;
- перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса;
- переполненность классов учащимися (более 20 человек) затрудняющая индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
- несоблюдение гигиенических условий в школе и классах; нарушения организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и т.п.

Наверх

Признаки переутомления

1. Резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности, снижение памяти и внимания;
2. Расстройства невротического характера (нарушение сна, чувство страха, плаксивость, раздражительность и т.п.);
3. Стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония, различные функциональные расстройства);
4. Снижение иммунитета.

Наверх

Причины переутомления

- учебные перегрузки, т.е. необходимость в ограниченное время изучить, усвоить, запомнить значительный объем информации из разных областей знаний, что превышает возможности детского организма, если не вводить его в форсированный режим деятельности, т.е. в состояние психофизиологического перенапряжения;
- невозможность (или ограниченные возможности) индивидуализировать интенсивность и качественные характеристики учебной нагрузки на учащегося с учетом его индивидуальных особенностей, способностей, возможностей, состояния здоровья;
- неоптимально составленное расписание уроков, постоянно усиливающее утомление школьников к концу рабочего дня, рабочей недели;
- недостаточная продолжительность перемен, во время которых не происходит полноценного восстановления работоспособности школьников; обучение во вторую смену, что особенно часто вызывает состояния переутомления у учащихся пятых классов и школьников, относящихся к типу «жаворонков».

 

Наверх

 

Hosted by uCoz