Фактор движения в здоровьесберегающей деятельности


Доля здоровых детей в популяции неуклонно уменьшается, особенно эта неблагоприятная тенденция характерна для детей школьного возраста. "Школьный фактор" - это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор, влияющий на здоровье учащихся. В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительная интенсификация учебного процесса, широкое использование различных педагогических инноваций приводят к несоответствию учебной нагрузки функциональным возможностям организма детей и развитию напряжения адаптационных механизмов.

В связи с этим начался новый этап решения неотложных задач профилактической педиатрии и школьной медицины. Начало систематического обучения ставит целый ряд новых сложных задач перед педагогами, родителями и самим ребенком. Многие научные исследования доказывали, а практика жизни ежедневно демонстрирует, что эффективно начать учебу в школе могут только здоровые дети, имеющие достаточные функциональные резервы. В противном случае учебная деятельность вызывает напряжение регуляторных механизмов, утомление, снижение работоспособности и в конечном итоге приводит к увеличению заболеваемости. По данным исследований треть первоклассников имеют низкие функциональные возможности, кроме того, эти же дети имеют высокий уровень тревожности.

Переход на предметное обучение (5 класс) также предъявляет новые требования к организму школьника.

В последнее время в старших классах не только гимназий и лицеев, но и многих общеобразовательных школ в связи с интенсификацией учебного процесса предъявляются повышенные требования к старшеклассникам. В условиях возросших требований к адаптационным возможностям организма подростков также необходим индивидуально-типологический подход к прогностической оценке эффективности приспособительной деятельности. Существенно повышается их эффективность, если контроль функционального состояния осуществляется в процессе образовательной деятельности.

При всей многогранности подходов к сбережению и укреплению здоровья школьников (питание, гигиена, коррекционная педагогика, психология) на первое место выходит фактор движения. Многочисленными исследованиями ученых доказано, что с поступлением в школу общая двигательная активность ребенка падает во много раз. В существующей традиционной практике ей отводится лишь 10-18 % общего бюджета времени. Уроки физического воспитания и физкультурные паузы на других уроках не могут компенсировать дефицит движения. Решить проблему поможет введение в расписание школьных занятий динамических (подвижных) перемен, наполнить которые можно оздоровительным бегом. Положительные влияния физических нагрузок наиболее хорошо проявляются при нахождении некоего оптимума в дозировании, при котором развивается наибольшая чувствительность организма. Разработка технологий рационального использования различных видов и режимов физической активности является нерешенной проблемой до настоящего времени.

 


Hosted by uCoz