Принципы здоровьесберегающей педагогики

1. Принцип ненанесения вреда

2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся

3. Принцип триединого представления о здоровье

4. Принцип непрерывности и преемственности

5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися

6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся

7. Комплексный, междисциплинарный подход

8. Принцип медико-психологической компетентности учителя

9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий

10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)

11. Приоритет активных методов обучения

12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий

13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье

14. Принцип отсроченного результата

15.Принцип контроля за результатами

Наверх

 

Проблема предупреждения патологических нарушений, непосредственно связанных с образовательным процессом ("школьных болезней")

С образовательным процессом вообще и недостатками работы наших школ в частности во многом связаны такие нарушения здоровья школьников, как сколиоз и близорукость. И хотя уже в первый класс попадают до четверти детей с соответствующими отклонениями, 11-12 лет, проведенных в школе, в большинстве случаев усугубляют эту патологию и способствуют ее возникновению еще при-мерно у такого же количества школьников.

Планами мероприятий по профилактике нарушений осанки предусматриваются:

1) ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы;

2) активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами физической культуры (ЛФК);

3) обеспечение соответствия мебели в школе и дома росту и пропорциям тела учащихся;

4) контроль учителя за правильной позой школьника на уроках; в младших классах не менее 2 раз в год - обмен учащихся местами;

5) правильное расположение рабочего места (столов, парт), всего помещения, где идут занятия или приготовление уроков, и достаточное их освещение;

6)правильная организация режима учебных занятий;

7) ежедневное использование активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (плавание, лыжи, специальные упражнения для домашних заданий);

8) полноценное питание, сбалансированное по солевому составу. Наверх

Планами мероприятий по профилактике близорукости предусматриваются:

1) рациональная организация режима учебных занятий, направленная на уменьшение зрительной нагрузки; чередование устной и письменной работы, отдых глаз в ходе работы (перевод взгляда с близких на удаленные предметы и специальные комплексы гимнастики для глаз), минуты тишины с закрытыми глазами; 2) питание с достаточным количеством минеральных солей и витаминов (главным образом А, Р и С);

3) правильное использование технических (видеоэкранных) средств обучения в школе: расстояние при просмотре телевизионных передач в пределах 3-5 метров, длительность просмотра передач - 15-20 минут, подсветка, использование специальных школьных компьютеров, соответствующих гигиеническим нормам; 4) использование только допущенных Министерством образования школьных учебников;

5) контроль за гигиеной чтения школьников: шрифт, печать, поля должны отвечать требованиям СанПиНов, неотрывное чтение - не более 3-7 минут (1-2 классы); 7-15 минут (3-4 классы); 20-25 минут (5-10 классы); расстояние от глаз до текста для младших школьников - 24 см, для средних и старших - 29 см, исключение чтения в положении "лежа";

6) рациональная организация освещения в учебных помещениях школы и дома;

7) ежедневное пребывание на воздухе - не менее 2-3 часов;

8) при определении школьника в группу для занятий физкультурой учитывается состояние его зрения.

 

Наверх

 

Hosted by uCoz