1. Принцип ненанесения вреда
2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся
3. Принцип триединого представления о здоровье
4. Принцип непрерывности и преемственности
5. Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися
6. Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся
7. Комплексный, междисциплинарный подход
8. Принцип медико-психологической компетентности учителя
9. Принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий
10. Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями)
11. Приоритет активных методов обучения
12. Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий
13. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье
14. Принцип отсроченного результата
15.Принцип контроля за результатами
Наверх
Проблема предупреждения патологических нарушений,
непосредственно связанных с образовательным процессом ("школьных болезней")
С образовательным процессом вообще и недостатками работы наших школ в частности во многом связаны такие нарушения здоровья школьников, как сколиоз и близорукость. И хотя уже в первый класс попадают до четверти детей с соответствующими отклонениями, 11-12 лет, проведенных в школе, в большинстве случаев усугубляют эту патологию и способствуют ее возникновению еще при-мерно у такого же количества школьников.
Планами мероприятий по профилактике нарушений осанки предусматриваются:
1) ранняя диагностика отклонений в осанке и своде стопы;
2) активное формирование правильной осанки за счет укрепления мышечного корсета (мышц спины, живота, плеч, шеи) средствами физической культуры (ЛФК);
3) обеспечение соответствия мебели в школе и дома росту и пропорциям тела учащихся;
4) контроль учителя за правильной позой школьника на уроках; в младших классах не менее 2 раз в год - обмен учащихся местами;
5) правильное расположение рабочего места (столов, парт), всего помещения, где идут занятия или приготовление уроков, и достаточное их освещение;
6)правильная организация режима учебных занятий;
7) ежедневное использование активного отдыха на уроках физкультуры, переменах (подвижные игры), во внеурочное время (плавание, лыжи, специальные упражнения для домашних заданий);
8) полноценное питание, сбалансированное по солевому составу. Наверх
Планами мероприятий по профилактике близорукости предусматриваются:
1) рациональная организация режима учебных занятий, направленная на уменьшение зрительной нагрузки; чередование устной и письменной работы, отдых глаз в ходе работы (перевод взгляда с близких на удаленные предметы и специальные комплексы гимнастики для глаз), минуты тишины с закрытыми глазами; 2) питание с достаточным количеством минеральных солей и витаминов (главным образом А, Р и С);
3) правильное использование технических (видеоэкранных) средств обучения в школе: расстояние при просмотре телевизионных передач в пределах 3-5 метров, длительность просмотра передач - 15-20 минут, подсветка, использование специальных школьных компьютеров, соответствующих гигиеническим нормам; 4) использование только допущенных Министерством образования школьных учебников;
5) контроль за гигиеной чтения школьников: шрифт, печать, поля должны отвечать требованиям СанПиНов, неотрывное чтение - не более 3-7 минут (1-2 классы); 7-15 минут (3-4 классы); 20-25 минут (5-10 классы); расстояние от глаз до текста для младших школьников - 24 см, для средних и старших - 29 см, исключение чтения в положении "лежа";
6) рациональная организация освещения в учебных помещениях школы и дома;
7) ежедневное пребывание на воздухе - не менее 2-3 часов;
8) при определении школьника в группу для занятий физкультурой учитывается состояние его зрения.